В России наблюдается рост числа детей, нуждающихся в помощи логопеда

О том, с чем это связано и как эксперты помогают преодолеть такие заболевания, накануне Международного дня логопеда рассказала доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова.

«Стало много детей с речевыми нарушениями. О причинах такого увеличения количества детей можно говорить очень долго. Они абсолютно разные. Но факт остаётся фактом, что к логопедам обращается всё больше детей и дошкольного возраста, и школьного возраста с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной речи», — сказала Любимова.

Кроме этого, по её словам, логопеды работают не только с детьми, но и взрослыми. Например, к таким специалистам обращаются люди, перенёсшие инсульт, из-за которого появляются тяжёлые нарушения, в том числе и речевые. При этом эксперт отметила, что, согласно статистике, количество инсультов увеличивается, а возраст тех, кто его перенёс, снижается.

Как рассказала Любимова, сегодня к логопедам также обращаются не только те, кто уже имеет какие-либо нарушения, но и люди, которые просто хотят обследоваться.

«Родители хотят знать, правильно ли развивается речь ребёнка, нет ли отклонений. Сейчас увеличивается количество таких родителей. Наверное, потому что образовательный уровень повышается, и мама и папа понимают, что важно заранее предупредить возможное нарушение», — пояснила она.

Также, по её словам, достаточно много обращаются к логопедам родители детей, для которых русский язык не является родным — так называемых билингвов, или двуязычных. «Строго говоря, это не совсем про логопеда, но поскольку логопед – это специалист по речи, конечно, логопеды оказывают помощь и таким детям», — сказала Любимова.

Нарушения и комплексный подход

По словам специалиста, сегодняшняя практика логопеда показывает, что не только увеличивается число детей, которые приходят с различными нарушениями, но и возрастает тяжесть таких нарушений.

«Я наблюдаю утяжеление речевых нарушений. Есть такой термин у логопедов – «чистое речевое нарушение», то есть не осложнённое какими-то неврологическими отклонениями. Сейчас таких, не осложнённых речевых нарушений, всё меньше и меньше», — сказала она.

По её словам, сегодня вопрос помощи таким детям всё больше требует комплексного подхода. Эксперт пояснила, что логопед не является врачом и использует педагогические методы воздействия, однако в ряде случаев их уже бывает недостаточно, и необходимо работать на стыке разных научных знаний.

«Достаточно большое количество речевых нарушений, при которых только педагогическое воздействие неэффективно…  Сейчас  активно развивается нейропсихологическое направление в логопедии. Это исследования, касающиеся речевых нарушений в русле психолингвистики. Можно сказать, это такой тренд — мультидисциплинарные исследования», — сказала она.

Эксперт пояснила, что логопеды учитывают достижения нейропсихологии и психолингвистики при диагностике детей, при выявлении речевых нарушений, их причин, каких-то проявлений и в коррекционной работе.

Проблемы и востребованность профессии

Как рассказала Любимова, несмотря на востребованность профессии, проблем в ней достаточно. В первую очередь это касается сокращения ставок логопедов в российских школах.

Менее половины выпускников-дефектологов идут работать в сферу образования.

«Когда в результате реорганизации сначала всех логопедов, по крайней мере, большую часть, в школах сократили, начались такие академические неуспехи детей в предметах филологического цикла, что поняли: логопед на самом деле в школе нужен, и он играет важную роль», — сказала эксперт.

Ранее об этой проблеме заявила и глава Минобрнауки Ольга Васильева. Она призвала регионы увеличить количество ставок школьных психологов и логопедов. По словам министра, на сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы. При этом на одного школьного педагога-психолога приходится 850 учащихся, а в детских садах — 420 детей.

Тем не менее, по словам Любимовой, интерес к профессии логопеда среди молодёжи есть.

«У нас в университете это одна из самых больших кафедр. Профессия логопеда по-прежнему остаётся достаточно известной, если сравнивать с другими профессиями дефектологическими, и является, наверное, достаточно престижной. Дети идут (учиться) на логопедию. Больше идёт девочек, мальчиков, к сожалению, немного. Но конкурс на логопедию есть», — рассказала она.